Здоровьесберегающие технологии профессора Владимира Базарного

Круглый стол с участием представителей власти, руководителей школ, педагогов, в том числе тех, которые уже используют методику Базарного, общественности и родителей.

29 октября 2017 года, с 12:00 до 14:00

13 сентября 2017 года РИА Новости опубликовало следующее сообщение Роспотребнадзора: «Отмечается значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10–12%), стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние десять лет во всех возрастных группах». Подчёркивается, что более половины школьников 7–9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические заболевания.

Проблема не нова. Ученые, ряд высокопоставленных должностных лиц, медработники давно бьют тревогу по поводу стремительного ухудшения здоровья детей.

Академик АМН СССР Е. И. Чазов, министр здравоохранения СССР с 1987-1990 гг.:
— К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные в 4 раза, а мочеполовые в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то причем?..
«Семья», № 6, 1989

Академик РАН А. А. Баранов, директор Научного центра здоровья детей РАМН, ведущий педиатр России:
— За время учебы количество детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата возрастает в 1,5-2 раза, с нервными болезнями — в 2 раза, с аллергиями — в 3 раза, а с близорукостью — в 5 раз.
«Известия», 24 мая 1997

— Заболеваемость подростков увеличилась за 10 лет на 30%, а распространенность хронических болезней подростков в процессе обучения увеличивается более чем на 50%. В ходе специального исследования заболеваемости установлено, что истинная заболеваемость подростков в два раза выше данных официальной статистики.
Материалы заседания Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы

Профессор В. Р. Кучма, директор НИИ гигиены и охраны детей и подростков Научного центра охраны здоровья детей РАМН:
— Самый большой прирост заболеваемости приходится на 3, 4 и 5 классы. Хронические заболевания стремительно растут от 8 к 10 классу. Патология со стороны нервной системы увеличивается в два раза, а со стороны органов зрения — в 10 раз... И школа не способствует оздоровлению детей...
«Учительская газета», № 13 от 31 марта 2015

У ведущих специалистов, имеющих отношение к сохранению и укреплению здоровья детей, не осталось сомнений относительно того, что механизм, разрушающий их здоровье, кроется в существующих методах и подходах действующей образовательной системы.

Первопричиной возникновения проблемы является книжно-седалищная модель образования, предполагающая закрепощенный обездвиженный режим обучения мальчиков и девочек, который не предполагает удовлетворение и реализацию их врождённых психофизиологических потребностей. Это проверено сотнями научных экспериментов, и подтверждено на практике.

Есть реальная возможность повлиять на существующее положение дел, опираясь на действующее законодательство России и на передовые научные исследования. В детских садах и школах может быть применена одна из лучших в мире систем по массовой профилактике возникновения школьных форм патологий, включающая комплекс здоровьесберегающих технологий, разработанных группой учёных в НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР под научным руководством В. Ф. Базарного.

Эта система была признана научным открытием Академией медицинских наук, одобрена Минздравом России, РАМН, РАН, а в 1989 г. утверждена Правительством РСФСР (СССР) как общегосударственная программа по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного и школьного возраста. При этом было утверждено её официальное название: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».

Разработанные под научным руководством профессора В. Ф. Базарного здоровьесберегающие технологии и технические средства до сих пор являются единственными в стране, получившими положительное санитарно- эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77.99.95.3. Т.000674.07.01). Учебная мебель «конторка Базарного» и связанные с ней режимы обучения, разработанные более 35 лет назад, включены в недавно утверждённые СанПиНы 2.4.2.2821-10 («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).

Данные здоровьесберегающие технологии рекомендованы для внедрения во все образовательные учреждения России и одобрены на уровне министерств здравоохранения и образования. К настоящему времени появилась реальная возможность оказывать влияние на качество организации учебного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья наших детей.

Необходимо создать условия для реализации указа Президента РФ В. В. Путина № 761 от 1 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Одним из его положений является необходимость применения во всех образовательных учреждениях страны здоровьесберегающих технологий, к которым относится программа: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».

На сегодняшний день здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного применяют более 3500 образовательных учреждений России, Белоруссии и Украины, в том числе около 1000 школ по России в Москве и Московской области, Белгородской, Нижегородской, Ивановской, Оренбургской, Свердловской областях, Ставропольском и Красноярском краях, Республиках Крым и Татарстан. В сентябре 2017 года в городе Серпухов Московской области открылась «Школа Базарного». Также здоровьесберегающие технологии профессора Базарного внедрены в Республике Азербайджан и в 17 штатах США.

Проект интеллектуального клуба «Тимметрия»